Столица: Хабороне
Официальный язык: Английский
Международный аэропорт: Хабороне, Маун
Государственное устройство: парламентская республика.
Денежная единица: пула

 

Ботсвана — республика на юге Африки, не имеющая выхода к морю. На севере и западе граничит с Намибией, на северо-востоке — с Замбией и Зимбабве, на юго-востоке и юге — с республикой Южная Африка.

 

BOTSWANA 7BOTSWANA 8BOTSWANA 5
Общая площадь Ботсваны 581 730 кв.км. Население страны 1, 5 млн. человек. На западе она граничит с Намибией, на севере- с Замбией, на востоке с Зимбабве и с ЮАР, а на юге с Южной Африкой. Территория страны представляет собой сплошное обширное плато, раскинувшееся на высоте около 960 м над уровнем моря. 4/5 территории страны занимает пустыня Калахари- климат здесь сухой и жаркий.В дельте реки Окаванго (одна из крупных рек Африки), в центре раскаленных песков Калахари раскинулся самый большой в мире оазис Африки. На востоке пустыня сменяется небольшими горами. Самая высокая точка здесь – Оце хиль — 1489м. Еще одна гора — Цодило, знаменита своими наскальными рисунками. На севере страны протекают две величественные реки- Окаванго и Замбези, берущие начало во влажных районах высокогорного плато Бенгуэла и Анголе. Северные районы Ботсваны представляют наибольший интерес для туристов. Здесь расположены катловины Макхадихади — обширные пустынные низины, расположенные на дне гигантского древнего озера, пересохшего 2000 лет назад. Животный мир страны разнообразен. В ее национальных парках и запаведниках обитают более 164 видов различных животных, включая «большую пятерку»: льва, леопарда, буйвола, носорога, слона, редкие виды антилоп и 550 видов птиц.

 

BOTSWANA 6BOTSWANA 4?	a

 

Наиболее поразительные особенности страны это её плоскогорность и сухость. Исключая восточную часть Ботсваны, где проживает большинство людей и где во время летних дождей осадки выше, Ботсвана — на три четверти пустыня. Это делает дельту реки Окаванго наиболее знаменитой. Это прекрасная болотистая местность внутри пустыни, получающей влагу от дождей из центральной Африки, находящейся за 1000 километров.

 

BOTSWANA 1BOTSWANA 2BOTSWANA 11

 

Страна не испорчена массовым туризмом и сфокусирована на высшем качестве / малый приток туристов создает устойчивую индустрию, позволяющую предоставлять работу большому проценту ее жителей, наряду с тем, сохраняя окружающую среду. На сегодняшний день, дикая природа и туризм дают работу около 45% людей, живущих на севере Ботсваны.

 

BOTSWANA 12BOTSWANA 9BOTSWANA 10

 

История Ботсваны

История Ботсваны значит гораздо больше, чем место на карте между его историческими соседями Южной Африкой и Зимбабве, Намибией, Анголой и Замбией. В доисторические и очень далекие времена пустынные земли Калахари в Ботсване занимали центральное место в исторической географии региона, как промежуточная территория между саваннами севера и степями юга и запада.

Между 1880-ми, несмотря на получение независимости в 1966 году, Ботсвана была бедным и периферийным Британским протекторатом, известным как Бечуаналанд. Страну назвали по доминирующей этнической группе, Тсвана или Батсвана ( ‘Бечуана’ -старейший вариант правописания),  а национальный язык назвали Сетсвана (как ‘Сечуана’)

Охотники и пастухи

Кхоесаноговорящие охотники и пастухи, люди, говорящие на Кхоесан (Кхое и Сан) язаках, живут в Ботсване на протяжении тысяч лет. Место в горах Тсодило (Убежище Депрессии), на северо-восточном углу Ботсваны -археологическое свидетельство непрерывных Кхоесанских оккупаций с 17 000 д.н.э. приблизительно до 1650 н.э.

Большую часть этого периода, Кхоесанские люди существовали как охотники и пастухи, их орудия, сделанные из камня (дерева и кости), археологи охарактеризовали как ‘поздний Каменный век’. Их охотничий и коллективный образ жизни был подвержен сезонным передвижениям семейных групп по полям и кустарной местности, обширным прибрежным озерам и заболоченным местностям, которые когда-то покрывали север страны и были редкими где-то в другом месте.

В последние века д.н.э. много Кхое-говорящих людей на севере Ботсваны сменили свой образ жизни на пастушество- пасение стад рогатого скота и овец на богатых пастбищах , оставленными отступающими  заболоченными местами дельты реки Окавонго и реки Макгадикгади. Рогатый скот и овцы были привезены из Восточной Африки, где они до этого паслись другими людьми конца Каменного Века на протяжении тысяч лет.

Некоторые Кхое пастухи мигрировали вместе с их домашним скотом через центральную Намбию как можно дальше на юг, в Мысу Доброй Надежды, примерно в 70  д.н.э. Они принесли язык Кхое в те места, где был только язык Сан, на которых они до этого говорили.

Банту

Зерновое сельское хозяйство и разговоры на языках Банту несли на юг к северу от Экватора в течение тысячелетий. Из Восточной Африки, сельское хозяйство конца Каменного Века прошло через Анголу и перешло к использованию железных орудий труда в верхней Замбези в 380  д.н.э. Из Восточной Африки, сельское хозяйство начала Железного Века раскинулось по саванне Замбези в 20 д.н.э., так же как по восточному побережью. Фермеры принесли с собой восточный и западный говор языков Банту.

Тсвапонг около Палапуе, 190 д.н.э.- вероятно, связанная с восточным сельским хозяйством Банту Железного Века из долины реки Лимпопо. Тем временем сельскохозяйственная культура восточного Железного Века Самый ранний датированный участок Железного Века в Ботсване — железная печь плавления в холмах начала распространяться через северную в юго-восточную Ботсвану. Остатки маленьких домиков, имеющих форму улья, сделанных из травы, занятыми западными фермерами начала Железного Века, были датированы 420 н.э. вокруг Молеполе и подобный участок в западной Трансваал около Претории был датирован уже 300 н.э. Есть также свидетельство раннего урегулирования сельского хозяйства подобного типа в Ботсване к западу от дельты Окаванго, существовавшее рядом с участками охотника и пастуха Кхоекасан в холмах Тсодило, датированных 550 н.э. Сейчас, археологи имеют сложности с расшифровкой сотен наскальных рисунков в холмах Тсодило, которые, предположительно, были нарисованы ‘Бушменами’- охотниками, далекими от контакта с фермерами и пастухами.

С 1095 южно-восточная Ботсванаувидела зарождение новой культуры, сформировавшейся на холмах Мортисане около Габане, чья глиняная посуда смешала старый восточный стиль с новыми влияниями Железного века, пришедшей из восточной Трансвааль (культура Люденбург). Культура Моритсане исторически ассоциируется с главами княжеств Кхалагари (Кгалагади) — это самая западная группа Сото (или Сото-Тсвана)-говорящих народов, мастерство которых было в животноводстве и охоте, а не в сельском хозяйстве.

В северо-центральной Ботсване, область в пределах 80 или 100 км Серове (но восточнее железной дороги) видела расцвет сельско- хозяйственной культуры, во власти правителей, живших на холмах Тоутсве между 600-700 и 1200-1300. Преуспевание общины было основано на пасении рогатого скота, с большими пастбищами в столичных городах и и множества маленьких в высокогорных деревнях. (древние пастбища крупного рогатого скота, овец и козлов сегодня определяют в соответствии с травой, растущей на них.) Люди Тоутсве также охотились по направлению к западу к Калахари и торговали по направлению к Лимпопо. Ракушки с восточного побережья использовавшиеся как торговая валюта, уже продавались также далеко на запад как Тсодило к 700.

Государство Тутсве оказалось завоевано его соседом Мапунгубве, находящимся на холмах на слиянии Лимпопо и Шаше в 1200 и 1300. Мапунгубве развилось с 1950 из-за его контроля над ранней торговлей золотом вниз по Шаше, которое передавалось на продажу морским торговцам по Индийскому Океану. Народность города Тсуве была в упадке, но новые правители держались другого движения урегулирований- особенно Босутсве, высокогорные города на западе, которые снабжали государство продуктами охоты, пойманными охотниками Кхоехан и вместе с Кхоесан рогатым скотом, отдавались на торговлю или на дары из реки Ботети. Но триумф Мапунгубве длился не долго, так как он был вытеснен новым государством Великого Зимбабве, север реки Лимпопо, который расцвел благодаря контролю над золотой торговлей с 13 по 15 века. Неизвестно, как далеко на запад распространилось влияние Великого Зимбабве. Конечно, его переемник утверждает что, государство Бутуа, находящееся в Каме возле Булавайо в северной части Зимбабве начиная с 1450, контролировало торговлю солью и охотничьими собаками с восточных Макхадикхади солончаков, вокруг которых оно построило окруженные каменной стеной контрольные пункты.

Государство Бутуа вышло из-под контроля правителей Чибундуле (Торва) и перешло к  захватчикам Розви с северо-востока в 1685. Под управлением Розви, сообщество людей Бутуа стало известно как Каланга. Старые правители Чибундуле отправились искать убежища в западной Каланга (нынешняя Ботсвана), где они стали известны как Вумбе, давая рождение числу местных княжеств Каланга. Другие княжества Каланга передались по наследству от Менгве, ‘дяди’ Чибундуле или от групп Сотхо, прибывших с юга таких княжеств как НсвадзиСвази и Шизвина (Себина).

С 850 н.э. фермеры с верхнего Замбези, потомки от людей Мбукушу и Уэуи, живших так далеко на юг и запад как холмы Тсодило (Нгома). Устное народное творчество,  рассказывающее о Уеуи фермерах и рыбаках, рассыпавшихся по всему Кхоесан дельты реки Окаванго в начале 18 века, как ‘мухи на мёд’. Устное народное творчество вождей Мбукушу рассказывающее о миграции из верхнего Чобе вниз по реке Окаванго в конце 18 века.  Это привело к увеличению количества набегов в Анголу для Атлантического работорговства. Устное народное творчество пастухов Хереро и Мбандеру к юго-западу от Окаванго, колеблющейся между границей Намибии, описывают, как они были отделены от их родительского запаса Мбанду к 17 веку набег рогатого скота Тсвана с юга.

С конца 1950-х стало ясно, что Бечуаналэнд не мог больше быть под контролем Южной Африки и должен вырасти в отношении политической и экономической самостоятельности. Приверженцы Серетсе Кхама начали организовывать политические движения, начиная с 1952, и везде присутствовал националистический дух даже среди старших ‘родовых ’ лидеров. Нгвато ‘родовые’ переговоры относительно начала добычи меди были увенчались успехом в 1959. Собрание законодательного совета состоялось в 1961 после усечения национальных выборов. Народная Партия Бечуаналэнд (НПБ) была организована  в 1960 и Демократическая Партия Бечуаналэнд (позже Демократическая Патрия Ботсвана, ДПБ)- под предводительством Серетсе Кхама- в 1962.

После длительного сопротивления конституционному прогрессу перед тем как экономический рост мог заплатить за это, Британия начала внедрять политические изменения в 1964. Новая административная столица была быстро построена в Габороне. Бечуаналэнд стал самостоятельным государством в 1965, под правительством с Серетсе Кхама в должности премьер-министра. В 1966 страна приобрела статус Республики Ботсвана, с первым президентом Серетсе Кхама.